Оформление электронной подписи физлица
ЭП – важный цифровой инструмент, принадлежащий физическому лицу и позволяющий ему производить свободный обмен документами путем отправления их по электронным каналам связи. Если ранее электронная подпись считалась обязательным реквизитом только в работе юридических лиц, то сегодня ЭЦП остро востребована и среди обычных граждан – студентов, госслужащих, предпринимателей, путешественников и многих других.
Как и где оформить электронную подпись? Этот вопрос волнует многих. К счастью, развитие новейших технологий превратило оформление ЭП в абсолютно простую процедуру, чаще всего даже не требующую обращения в специальные организации.
В первую очередь, процесс получения электронной подписи зависит от желаемого её вида – ЭП бывает простой и усиленной. Простую электронную подпись (ПЭП) можно оформить в онлайн-режиме, для этого достаточно зарегистрироваться на специализированном интернет-портале, к примеру, на «Госуслугах». Простая электронная подпись выдается сразу после оформления заявки на сайте, с её помощью можно оплачивать штрафы, дистанционно проводить регистрационные действия, направлять запрос о предоставлении персональной информации, общаться с государственными органами и частными компаниями. ПЭП для физических лиц абсолютно бесплатна, потратиться придется в случае приобретения усиленной электронной подписи (УЭП).
Усиленная ЭП – криптографический шифр, способный верифицировать документы, уровень конфиденциальности которых не позволяет подписывать их обычной ПЭП. Усиленная электронная подпись потребуется для дистанционной подачи документов для поступления в ВУЗ либо для официальной переписки с государственными органами. Кроме того, ЭП усиленного типа активно используют в хозяйственной деятельности физические лица – индивидуальные предприниматели, им электронная подпись нужна для ведения онлайн-бизнеса (участия в интернет-торгах), а также подачи электронной отчетности в контролирующие органы.
Возможности физлица, имеющего ЭЦП
С помощью ключа ЭЦП физлицо может:
- дистанционно получить государственные услуги на веб-портале «Госуслуги» — внести налоговые платежи, уплатить штрафные санкции, подать запрос на получение ведомостей о пенсионных взносах, заменить паспорт или водительские права, зарегистрироваться по месту жительства и даже записаться на прием к врачу;
- направить электронный пакет документов для поступления в ВУЗ;
- подать заявку на получение патента;
- подписать в онлайн-режиме трудовой договор;
- верифицировать электронные документы, требующие в бумажном варианте наличие печати;
- подавать электронную декларацию по доходам, проводить онлайн-регистрацию ИП и многое другое.
Способы получения электронной цифровой подписи
Современные интернет-технологии позволяют получить ЭЦП, не выходя из дома. Для этого достаточно пройти простую процедуру регистрации на сайте «Госуслуг», после чего потребуется подтвердить личность через Почту РФ либо ближайший МФЦ.
Неквалифицированную ЭЦП так же можно получить дистанционно, но уже через сайт фискальной службы. К тому же, НЭП не требует оплаты и обращения в специализированные инстанции.
Получение усиленной КЭП – процедура более сложная, потому как предполагает сбор обязательного пакета документов и посещение удостоверительного центра (УЦ).
Этапы получения УКЭП:
- подготовка необходимой документации (перечень предварительно оговаривается с УЦ);
- обращение с заявлением в сертифицированный удостоверительный центр (в заявлении всегда указывается цель использования электронной подписи);
- оплата услуг выдачи ЭЦП;
- получение ЭЦП на электронном носителе.
Усиленная электронная подпись носит срочный характер, поэтому, как правило, по истечении годичного срока действия её придётся пролонгировать. Если же ЭЦП нужна для целей, не оговоренных предыдущей подписью, вышеуказанная процедура проводится по-новому, поскольку пролонгация в таком случае не подходит.
Стоимость усиленной электронной цифровой подписи в Коломне устанавливается соответствующими удостоверительными центрами, поэтому конкретные расценки лучше узнавать по месту нахождения физического лица.
Напоследок отметим, что каждое физическое лицо самостоятельно выбирает для себя – оформлять ЭЦП или нет. Одни и вовсе обходятся без электронной подписи, другие – идут в ногу со временем и не представляют жизнь без новейших цифровых технологий. В любом случае, повсеместное развитие электронного документооборота побуждает физлиц – индивидуальных предпринимателей оформлять электронную цифровую подпись и активно пользоваться ею. Впрочем, и обычные граждане не отстают – им ЭЦП нужна для самых разнообразных целей.
Получение электронной подписи в Коломне – несложная задача, убедитесь в этом сами!