ЭЦП: функции и преимущества
Электронная подпись – важный реквизит онлайн-документа, способный заменить рукописную подпись гражданина либо представителя юридического лица. Российское законодательство наделило ЭП (ЭЦП) юридической силой, а потому – такая подпись вправе засвидетельствовать волеизъявление физлица либо представителя ООО, выраженное в электронной форме. Электронная подпись для юрлиц – незаменимый помощник, позволяющий организовать эффективный внутренний документооборот, а также официальную переписку со сторонними контрагентами.
Электронная подпись физлица помогает в разы упростить общение с госорганами, потенциальными работодателями, ВУЗами и иными учреждениями посредством официального Интернет-общения.
Основные функции ЭЦП:
- защита подлинности документов;
- подтверждение авторства электронного документа, а также целостности данных, отображенных в нем;
- придание онлайн-документу полной юридической силы;
- обеспечение конфиденциальности информации.
Акцентируем внимание на том, что сегодня законодательно верным термином считается «электронная подпись», тогда как «ЭЦП» признана устаревшей аббревиатурой, которая, впрочем, и сегодня активно употребляется в сфере электронного документооборота.
Виды электронных подписей:
- ПЭП или простая ЭП – подтверждает факт подписания документа определенным лицом, при этом – не может на 100% гарантировать неизменность информации в документе после того, как он был подписан. Именно поэтому ПЭП используется частными лицами для удостоверения маловажной информации, тогда как подписание ею документов, содержащих государственную тайну и прочую конфиденциальную информацию, не допускается.
- НЭП или неквалифицированная ЭП – не только заверяет авторство, но и доказывает отсутствие фальсификации в документе после его подписания. Благодаря заложенным в НЭП криптографическим алгоритмам обеспечивается более качественная защита электронной документации, поэтому такой вид ЭП подходит для подписания официальной корреспонденции, адресованной контрагентам по договору, а также для участия в электронных торгах.
- КЭП или квалифицированная ЭП – выполняет те же функции, что и НЭП, но обладает наивысшей степенью защиты, потому как выдается лишь в удостоверяющем центре, аккредитованном Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ. Подписанные с помощью КЭП документы наделены полной юридической силой, а значит – на 100% соответствуют законодательным требованиям о повышенной защите конфиденциальной информации. Квалифицированная подпись используется для дистанционной подачи отчетности в государственные инстанции посредством электронных каналов связи, а также для участия в онлайн-торгах.
Сферы использования ЭП
Активное развитие онлайн-документооборота обусловило широкое применение электронной цифровой подписи во многих сферах жизнедеятельности человека – ЭП нужна и для работы, и для бизнеса, и для учебы, и даже для отдыха.
В разрезе предпринимательской деятельности электронная подпись потребуется для:
- участия в онлайн-торгах – государственных тендерах либо закупках у коммерческих компаний;
- работы с электронными документами – предприятия обмениваются с контрагентами частной корреспонденцией или бизнес-документами (договорами, актами приема-передачи выполненных работ, счетами-фактурами и т.д.), требующими официального заверения;
- подачи электронной отчетности – все отчетные документы подписываются КЭП и посредством электронных каналов связи предоставляются в соответствующие контролирующие органы (ИФНС, пенсионный фонд, внебюджетные фонды и т.д.), что существенно экономит время доверенных лиц субъектов хозяйствования, а также минимизирует неприятное общение с представителями государственных структур.