Выездная проверка при ликвидации юрлица
Прекращение субъекта хозяйственной деятельности проводится по решению соучредителей либо же в принудительном порядке. Если участники ООО выбрали путь добровольной ликвидации и действуют строго по закону, это вовсе не означает, что предприятию удастся избежать выездной проверки налоговиков. Как только обязательное требование касательно старта ликвидпроцедуры выполнено (в частности, ИНФС уведомлена по форме Р15001), налоговый орган вправе назначить выездную проверку предприятия.
Неизбежна ли налоговая проверка во время ликвидации?
Проведение выездных проверок регламентировано статьей 89 Налогового кодекса РФ, при этом – особенности ревизий именно ликвидирующихся предприятий детально прописаны в пункте 11. Так, выездная проверка ООО, находящегося в стадии ликвидации – это право, а не обязанность налоговиков, то есть – проверяются только единичные предприятия, на которых пала тень сомнения в их добропорядочности.
Проверка не зависит от предмета и времени проведения предыдущей ревизии, при этом – контроль проводится только в пределах трех предыдущих лет, а значит – налоговые инспекторы не имеют права исследовать предшествующие года ведения хозяйственной деятельности.
Таким образом, уведомление о старте процедуры ликвидации ООО, направленное в налоговую инспекцию, не обязывает этот контролирующий орган в одночасье инициировать проверку с выездом по месту нахождения предприятия. Назначается она исключительно по усмотрению налоговиков и должна соответствовать общим требованиям проведения такого контрольного мероприятия.
При этом, налоговое законодательство прямо указывает на то, что при назначении выездной проверки ликвидируемого предприятия не обязательно соблюдать требование ст. 89 НК РФ, которым, по общему правилу, запрещается проводить две выездные ревизии на протяжении одного календарного года.
Выездная проверка – важный винтик в процессе ликвидации ООО
Несмотря на то, что налоговая проверка – необязательная процедура во время ликвидации ООО, если уж она назначена, то до ее завершения и, соответственно, проведения окончательных расчетов с госбюджетом, предприятие не может быть фактически ликвидировано.
Объясняется это тем, что выявленная в процессе ревизии бюджетная задолженность автоматически превращает государство в кредитора упраздняемой фирмы, как результат – ликвидация последней возможна только после фактического погашения всех долгов перед госбюджетом.
По общему правилу, задолженность по налоговым платежам выявляется на основе систематически предоставляемой предприятием отчетности. Корректность отображенных в ней данных можно проконтролировать только во время проверки, которую после ликвидации провести не удастся, поскольку предприятие окончательно прекратит существование. Если ликвидируемая фирма ведет хозяйственную деятельность, налоговики пытаются реализовать свое право и заблаговременно провести проверку.
Судебная практика содержит позицию о том, что выездная проверка ИФНС – это одно из ликвидационных мероприятий, поэтому до её завершения невозможно ликвидировать субъект хозяйствования. Однако, это не далеко так.
Предоставление налоговикам права проведения проверок во время ликвидационной процедуры не дает им автоматической возможности принимать решение об отказе в регистрации ликвидации только по той причине, что ревизия не была проведена. Отказ, как правило, может быть законным по иным основаниям, к примеру, вследствие указания предприятием недостоверных сведений в ликвидбалансе об отсутствии долговых обязательств перед кредиторами.
Сроки проведения налоговой проверки
Если предприятие крупное, налоговики обязательно воспользуются правом проведения выездной проверки во время ликвидационной процедуры. Точный срок назначения проверки в законе не установлен, впрочем, как и её максимально допустимая длительность.
Пункт 6 статьи 89 Налогового кодекса РФ устанавливает, что стандартная продолжительность проведения проверки составляет 2 месяца, но на практике такие ревизии длятся гораздо дольше. Вследствие того, что проведение выездной проверки назначается налоговиками не сразу после получения заявления по форме Р15001, её проведение может существенно увеличить общую длительность ликвидационной процедуры.
С недавних пор законодатель отвел на проведение ликвидационной процедуры ровно год, с возможной пролонгацией до 6-ти месяцев. Учитывая указанные новшества, возможно, в скором времени утвердят изменения и в порядок проведения выездных налоговых проверок, чтобы их длительность не препятствовала процессу ликвидации ООО.