Вопрос: В ноябре 2014 г. ИП прекратил деятельность и снялся с регистрационного учета в качестве ИП. Отчетность, в том числе налоговая декларация по УСН, была сдана в установленные сроки.
Вопрос: В ноябре 2014 г. ИП прекратил деятельность и снялся с регистрационного учета в качестве ИП. Отчетность, в том числе налоговая декларация по УСН, была сдана в установленные сроки. Однако в марте 2015 г. он получил уведомление о представлении документов и пояснений о причинах расхождений между данными по банковской выписке и представленной декларации по УСН. Правомерно ли то, что налоговый орган запрашивает указанные документы? Каковы последствия отказа в представлении данных документов?
Ответ: Снятие физического лица с учета в налоговом органе при прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя не препятствует проведению в установленном Налоговым кодексом РФ порядке налоговой проверки за периоды осуществления предпринимательской деятельности.
Требования налогового органа о даче пояснений и документов правомерны, если они направлены в рамках налоговой проверки и при наличии установленных НК РФ оснований.
Ответственность за непредставление пояснений НК РФ не установлена. Ответственность за непредставление документов в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ) применяется в случае, если требование направлено при наличии предусмотренных НК РФ оснований.
Обоснование: Пунктом 2 ст. 346.23 НК РФ установлен специальный срок представления декларации налогоплательщиком, прекратившим предпринимательскую деятельность, в отношении которой им применялась УСН. Налоговая декларация по УСН в указанном случае должна быть представлена не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения предпринимательской деятельности.
Налоговый контроль в форме налоговых проверок, а также ответственность за налоговые правонарушения направлены на обеспечение исполнения обязанности по уплате налога или сбора (Постановления Конституционного Суда РФ от 16.07.2004 N 14-П, от 14.07.2005 N 9-П). Обязанность физического лица по уплате налога прекращается по общему правилу со смертью либо с признанием налогоплательщика умершим. Поэтому налоговые органы вправе проводить налоговые проверки предпринимательской деятельности физических лиц, которые на момент проведения проверки названную деятельность прекратили и утратили статус индивидуальных предпринимателей (Определения Конституционного Суда РФ от 25.01.2007 N 95-О-О, от 26.05.2011 N 615-О-О).
Согласно ст. 88 НК РФ налоговый орган в рамках камеральной налоговой проверки вправе истребовать у налогоплательщика пояснения при обнаружении противоречий в документах налогоплательщика и (или) несоответствия в сведениях, представленных налогоплательщиком, сведениям, имеющимся у налогового органа (п. 3 ст. 88 НК РФ). Налогоплательщик, исполняющий требование о даче пояснений, вправе представить документы, подтверждающие достоверность сведений, отраженных в декларации (п. 4 ст. 88 НК РФ).
За непредставление пояснений ответственность НК РФ не установлена.
Непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов влечет взыскание штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ). Вместе с тем истребовать документы при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган вправе только в случаях, предусмотренных НК РФ. НК РФ не содержит в качестве основания для истребования документов в рамках камеральной налоговой проверки декларации по налогу, уплачиваемому при применении УСН, выявление налоговым органом противоречий в представленных налогоплательщиком документах (сведениях).
Налогоплательщик вправе не исполнять неправомерные требования налоговых органов, в том числе требования, направленные за пределами трехмесячного срока камеральной проверки (пп. 11 п. 1 ст. 21, п. 2 ст. 88, п. 1 ст. 93 НК РФ).
При этом непредставление пояснений не препятствует продолжению налоговой проверки (п. 5 ст. 88 НК РФ). При обнаружении налоговым органом налоговых правонарушений составляется акт налоговой проверки (п. 1 ст. 100 НК РФ).
Кроме того, следует иметь в виду, что налоговый орган вправе принять решение о проведении выездной налоговой проверки за период осуществления физическим лицом предпринимательской деятельности, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году принятия решения о проведении такой проверки (п. 4 ст. 89 НК РФ).
С.В.Разгулин
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
3 класса
01.12.2015