Вопрос: Организация применяет упрощенную систему налогообложения с объектом обложения «доходы»
Вопрос: Организация применяет упрощенную систему налогообложения с объектом обложения «доходы».
При проверке декларации по УСН представители налоговой инспекции сверили доходы, указанные в декларации, с доходами, содержащимися в выписках по банковскому расчетному счету банка, обслуживающего налогоплательщика. При этом были выявлены расхождения.
Представители налоговых органов направили организации-налогоплательщику письмо с требованием пояснить причины расхождения сумм, поступивших на расчетный счет организации, с размером доходов, указанных в налоговой декларации.
Организация обнаружила, что причиной расхождений является ошибка, повлекшая занижение налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН.
Обязана ли организация в рассматриваемой ситуации подать в налоговую инспекцию уточненную декларацию по УСН?
Если обязана, то вправе ли организация, подав в налоговую инспекцию уточненную декларацию по УСН, не представлять пояснения причин расхождения сумм, поступивших на расчетный счет организации, с размером доходов, указанных в налоговой декларации?
Если пояснения не будут представлены, к какой ответственности могут быть привлечены должностные лица организации?
Ответ: В ситуации, когда при проверке декларации по УСН представители налоговой инспекции сверили доходы, указанные в декларации, с доходами, содержащимися в выписках по банковскому расчетному счету банка, обслуживающего налогоплательщика, и выявили расхождения, организация обязана подать в налоговую инспекцию уточненную декларацию по УСН.
Организация не вправе, подав в налоговую инспекцию уточненную декларацию по УСН, не представлять при этом пояснения причин расхождения сумм, поступивших на расчетный счет организации, с размером доходов, указанных в налоговой декларации.
Если пояснения не будут представлены, на должностное лицо организации (на генерального директора) может быть наложен административный штраф в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей.
Обоснование: Согласно п. 1 ст. 346.14 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения при применении УСН признаются доходы, уменьшенные на величину расходов.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 346.23 НК РФ по общему правилу по итогам налогового периода (календарного года) налогоплательщики УСН представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Обязанности банков, связанные с осуществлением налогового контроля, приведены в ст. 86 НК РФ.
В силу абз. 1 п. 2 ст. 86 НК РФ банки обязаны выдавать налоговым органам выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 86 НК РФ.
Согласно абз. 2 п. 2 ст. 86 НК РФ выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей в банке могут (в частности) быть запрошены налоговыми органами в случаях проведения налоговых проверок указанных лиц.
В силу п. 1 ст. 346.17 НК РФ в целях применения УСН датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод).
Так как при применении УСН доходы определяются по кассовому методу, а в НК РФ закреплены обязанности банков, связанные с осуществлением налогового контроля (предоставление выписок), налоговые органы в рамках камеральной проверки декларации по УСН могут сверять доходы, указанные в налоговых декларациях, с доходами, содержащимися в выписках по банковскому расчетному счету банка, обслуживающего налогоплательщика.
При этом возможно выявление расхождений.
Некоторые расхождения могут быть обоснованными — например, если в банковских выписках отражены поступления в виде денежных средств по договорам займа (кредита), а также поступления денежных средств, которые получены в счет погашения таких заимствований. Такие доходы для целей исчисления налога, уплачиваемого при применении УСН, не учитываются и в налоговой декларации в составе доходов, учитываемых при налогообложении, не указываются (пп. 1 п. 1.1 ст. 346.15, пп. 10 п. 1 ст. 251 НК РФ).
Однако некоторые расхождения могут быть следствиями ошибок при формировании налоговой базы.
Согласно п. 3 ст. 88 НК РФ, если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
В рассматриваемой ситуации представители налоговых органов направили организации — налогоплательщику письмо с просьбой пояснить причины расхождения сумм, поступивших на расчетный счет организации, с размером доходов, указанных в налоговой декларации.
Согласно п. 1 ст. 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию.
Следовательно, исходя из этого в рассматриваемой ситуации организация обязана подать в налоговую инспекцию уточненную декларацию по УСН.
Однако в рассматриваемой ситуации налоговая инспекция затребовала от организации пояснения о причинах расхождений сумм, поступивших на расчетный счет организации, с размером доходов, указанных в налоговой декларации.
Данное требование правомерно и законно, полностью соответствует правовым нормам законодательства о налогах и сборах.
Подача уточненной декларации по УСН не освобождает организацию от обязанности представить затребованные налоговой инспекцией пояснения (п. 3 ст. 88 НК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 19.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до четырех тысяч рублей.
Таким образом, исходя из этого организация не вправе, подав в налоговую инспекцию уточненную декларацию по УСН, не представлять при этом пояснения причин расхождения сумм, поступивших на расчетный счет организации, с размером доходов, указанных в налоговой декларации.
Если пояснения не будут представлены, на должностное лицо организации (на генерального директора) может быть наложен административный штраф в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей.
Р.Г.Бережнов
Консалтинговая группа «Титанида»
Материал предоставлен при содействии
ООО «ИПЦ Консультант+Аскон»
Регионального информационного центра
Сети КонсультантПлюс
25.08.2015