МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по разработке и принятию организациями мер

по предупреждению и противодействию коррупции

 

 Москва

2014

Содержание

 

I.

Введение………………………………………………………………………

3

 

1. Цели и задачи Методических рекомендаций……………………………

3

 

2. Термины и определения……………………………………………………

3

 

3. Круг субъектов, для которых разработаны Методические рекомендации………………………………………………………………….

 

4

II.

Нормативное правовое обеспечение………………………………………..

5

 

1. Российское законодательство в сфере предупреждения и противодействия коррупции………………………………………………….

 

5

 

2. Зарубежное законодательство…………………………………………….

8

III.

Основные принципы противодействия коррупции в организации……….

9

IV.

Антикоррупционная политика организации……………………………….

10

 

1. Общие подходы к разработке и реализации антикоррупционной политики………………………………………………………………………  

 

10

 

2. Определение подразделений или должностных лиц, ответственных за противодействие коррупции…………………………………………………

 

17

 

3. Оценка коррупционных рисков………………………………………….

18

 

4. Выявление и урегулирование конфликта интересов……………………

21

 

5. Разработка и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации……

 

37

 

6. Консультирование и обучение работников организации……………….

39

 

7. Внутренний контроль и аудит…………………………………………….

40

 

8. Принятие мер по предупреждению коррупции при взаимодействии с организациями-контрагентами и в зависимых организациях……………..

 

41

 

9. Взаимодействие с государственными органами, осуществляющими контрольно-надзорные функции…………………………………………….

10. Сотрудничество с правоохранительными органами в сфере противодействия коррупции………………………………………………….

 

42

 

45

 

11. Участие в коллективных инициативах по противодействию коррупции…………………………………………………………………….

 

46

 

Приложение 1. Сборник положений нормативных правовых актов, устанавливающих меры ответственности за совершение коррупционных правонарушений………………………………………………………………

 

 

48

 

Приложение 2.  Международные соглашения по вопросам противодействия коррупции в коммерческих организациях и методические материалы международных организаций…………………..

 

 

68

 

 

 

Приложение 3. Нормативные правовые акты зарубежных государств

по вопросам противодействия коррупции, имеющие экстерриториальное действие……………………………………………….

Приложение 4. Обзор типовых ситуаций конфликта интересов …………

 

 

76

82

 

Приложение 5. Типовая декларация конфликта интересов……………….

86

 

Приложение 6. Антикоррупционная хартия российского бизнеса………

92


пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2010 г. № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции», распространяются на лиц, замещавших должности федеральной государственной службы, включенные в раздел I или раздел II перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 557, либо в перечень должностей, утвержденный руководителем государственного органа в соответствии с разделом III названного перечня. Перечни должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и муниципальной службы утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (пункт 4 Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2010 г. № 925).

Неисполнение работодателем обязанности, предусмотренной частью 4 статьи 12 Федерального закона «О противодействии коррупции», является правонарушением и влечет в соответствии со статьей 19.29 КоАП РФ ответственность в виде административного штрафа.

1.3. Ответственность физических лиц

Ответственность физических лиц за коррупционные правонарушения установлена статьей 13 Федерального закона «О противодействии коррупции». Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Соответствующие выдержки из нормативных правовых актов приведены в Приложении 1 к настоящим Методическим рекомендациям.

Трудовое законодательство не предусматривает специальных оснований для привлечения работника организации к дисциплинарной ответственности в связи с совершением им коррупционного правонарушения в интересах или от имени организации.

Тем не менее, в Трудовом кодексе Российской Федерации
(далее – ТК РФ) существует возможность привлечения работника организации к дисциплинарной ответственности.

Так, согласно статье 192 ТК РФ к дисциплинарным взысканиям, в частности, относится увольнение работника по основаниям, предусмотренным пунктами 5, 6, 9 или 10 части первой статьи 81, пунктом 1 статьи 336, а также пунктами 7 или 7.1 части первой статьи 81 ТК РФ в случаях, когда виновные действия, дающие основания для утраты доверия, совершены работником по месту работы и в связи с исполнением им трудовых обязанностей. Трудовой договор может быть расторгнут работодателем, в том числе в следующих случаях:

·   однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей, выразившегося в разглашении охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, в том числе разглашении персональных данных другого работника (подпункт «в» пункта 6 части 1 статьи 81 ТК РФ);

·   совершения виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя (пункт 7 части первой статьи 81 ТК РФ);

·   принятия необоснованного решения руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями и главным бухгалтером, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иной ущерб имуществу организации (пункт 9 части первой статьи 81 ТК РФ);

·   однократного грубого нарушения руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями своих трудовых обязанностей (пункт 10 части первой статьи 81 ТК РФ).

2. Международные соглашения по вопросам противодействия коррупции в коммерческих организациях и зарубежное законодательство

Организациям и их работникам следует принимать во внимание, что к ним могут применяться нормы и санкции, установленные не только российским, но и зарубежным антикоррупционным законодательством, в частности:

·   в отношении российской организации может применяться антикоррупционное законодательство тех стран, на территории которых организация осуществляет свою деятельность;

·   в отношении зарубежной организации за совершение на территории Российской Федерации коррупционного правонарушения могут применяться меры ответственности, предусмотренные антикоррупционным законодательством страны, в которой организация зарегистрирована или с которой она связана иным образом.

В этой связи российским организациям рекомендуется изучить антикоррупционное законодательство тех стран, на территории которых они осуществляют свою деятельность, в части оснований привлечения организации к ответственности за коррупционные правонарушения.

Особое значение при этом имеет законодательство, направленное на противодействие подкупа иностранных должностных лиц. Общие подходы к борьбе с данным преступлением закреплены в Конвенции Организации экономического сотрудничества и развития по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок. Сведения о названной Конвенции приведены в Приложении 2 к настоящим Методическим рекомендациям.

При возникновении сложных ситуаций, связанных с подкупом иностранных должностных лиц, российские организации, осуществляющие свою деятельность за пределами территории Российской Федерации, могут обращаться за консультацией и поддержкой в дипломатические и торговые представительства Российской Федерации за рубежом.

Обращение может осуществляться, в том числе в целях сообщения о ставших известными организации сведениях о фактах подкупа иностранных должностных лиц российскими организациями или для получения поддержки, когда организация сталкивается со случаями вымогательства взятки или получения (дачи) взятки со стороны иностранных должностных лиц.

На территории России исключительной компетенцией по расследованию фактов подкупа иностранных должностных лиц (дача взятки и получение взятки) обладает Следственный комитет Российской Федерации. В этой связи о фактах подкупа иностранных должностных лиц физическими и юридическими лицами рекомендуется информировать следственные органы Следственного комитета Российской Федерации.

Рядом зарубежных государств были приняты законодательные акты по вопросам борьбы с коррупцией и взяточничеством, имеющие экстерриториальное действие. Организациям, зарегистрированным и (или) осуществляющим деятельность на территории Российской Федерации, попадающим под действие таких нормативных правовых актов, следует учитывать установленные ими требования и ограничения. В Приложении 3 к настоящим Методическим рекомендациям приведен краткий обзор закона США «О коррупционных практиках за рубежом» (ForeigCorrupt Practices Act, 1977 – FCPA) и закона Великобритании «О борьбе со взяточничеством» (UK Bribery Act, 2010).

 

[1].

Специальные обязанности в связи с предупреждением и противодействием коррупции могут устанавливаться для следующих категорий лиц, работающих в организации: 1) руководства организации; 2) лиц, ответственных за реализацию антикоррупционной политики; 3) работников, чья деятельность связана с коррупционными рисками; 3) лиц, осуществляющих внутренний контроль и аудит, и т.д.

Исходя их положений статьи 57 ТК РФ по соглашению сторон в трудовой договор могут также включаться права и обязанности работника и работодателя, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, а также права и обязанности работника и работодателя, вытекающие из условий коллективного договора, соглашений.

В этой связи, как общие, так и специальные обязанности рекомендуется включить в трудовой договор с работником организации. При условии закрепления обязанностей работника в связи с предупреждением и противодействием коррупции в трудовом договоре работодатель вправе применить к работнику меры дисциплинарного взыскания, включая увольнение, при наличии оснований, предусмотренных ТК РФ, за совершения неправомерных действий, повлекших неисполнение возложенных на него трудовых обязанностей.

Установление перечня проводимых организацией антикоррупционных мероприятий и порядок их выполнения (применения)

В антикоррупционную политику организации рекомендуется включить перечень конкретных мероприятий, которые организация планирует реализовать в целях предупреждения и противодействия коррупции. Набор таких мероприятий может варьироваться и зависит от конкретных потребностей и возможностей организации. Примерный перечень антикоррупционных мероприятий, которые могут быть реализованы в организации, приведен в Таблице 1.

 

Таблица 1 – Примерный перечень антикоррупционных мероприятий

 

Направление

Мероприятие

Нормативное обеспечение, закрепление стандартов поведения и декларация намерений

Разработка и принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации

Разработка и внедрение положения о конфликте интересов, декларации о конфликте интересов

Разработка и принятие правил, регламентирующих вопросы обмена деловыми подарками и знаками делового гостеприимства

Присоединение к Антикоррупционной хартии российского бизнеса

Введение в договоры, связанные с хозяйственной деятельностью организации, стандартной антикоррупционной оговорки

Введение антикоррупционных положений в трудовые договора работников

Разработка и введение специальных антикоррупционных процедур

Введение процедуры информирования работниками работодателя о случаях склонения их к совершению коррупционных нарушений и порядка рассмотрения таких сообщений, включая создание доступных каналов передачи обозначенной информации (механизмов «обратной связи», телефона доверия и т. п.)

Введение процедуры информирования работодателя о ставшей известной работнику информации о случаях совершения коррупционных правонарушений другими работниками, контрагентами организации или иными лицами и  порядка рассмотрения таких сообщений, включая создание доступных каналов передачи обозначенной информации (механизмов «обратной связи», телефона доверия и т. п.)

Введение процедуры информирования работниками работодателя о возникновении конфликта интересов и порядка урегулирования выявленного конфликта интересов

Введение процедур защиты работников, сообщивших о коррупционных правонарушениях в деятельности организации, от формальных и неформальных санкций

Ежегодное заполнение декларации о конфликте интересов

Проведение периодической оценки коррупционных рисков в целях выявления сфер деятельности организации, наиболее подверженных таким рискам, и разработки соответствующих антикоррупционных мер

Ротация работников, занимающих должности, связанные с высоким коррупционным риском

Обучение и информирование работников

Ежегодное ознакомление работников под роспись с нормативными документами, регламентирующими вопросы предупреждения и противодействия коррупции в организации

Проведение обучающих мероприятий по вопросам профилактики и противодействия коррупции

Организация индивидуального консультирования работников по вопросам применения (соблюдения) антикоррупционных стандартов и процедур

Обеспечение соответствия системы внутреннего контроля и аудита организации требованиям антикоррупционной политики организации

Осуществление регулярного контроля соблюдения внутренних процедур

Осуществление регулярного контроля данных бухгалтерского учета, наличия и достоверности первичных документов бухгалтерского учета

Осуществление регулярного контроля экономической обоснованности расходов в сферах с высоким коррупционным риском: обмен деловыми подарками, представительские расходы, благотворительные пожертвования, вознаграждения внешним консультантам

Привлечение экспертов

Периодическое проведение внешнего аудита

Привлечение внешних независимых экспертов при осуществлении хозяйственной деятельности организации и организации антикоррупционных мер

Оценка результатов проводимой антикоррупционной работы и распространение отчетных материалов

Проведение регулярной оценки результатов работы по противодействию коррупции

Подготовка и распространение отчетных материалов о проводимой работе и достигнутых результатах в сфере противодействия коррупции

 

В качестве составной части или приложения к антикоррупционной политике организация может утвердить план реализации антикоррупционных мероприятий. При составлении такого плана рекомендуется для каждого мероприятия указать сроки его проведения и ответственного исполнителя.

[2]. Для обеспечения более четкого понимания того, какое поведение является недопустимым для государственных служащих, рекомендуется ознакомить с этим Обзором сотрудников организации, вовлеченных во взаимодействие с государственными органами, осуществляющими контрольно-надзорные функции.

Сотрудникам организации рекомендуется воздерживаться от любых предложений, принятие которых может поставить государственного служащего в ситуацию конфликта интересов, в том числе:

·     предложений о приеме на работу в организацию (а также в аффилированные организации) государственного служащего, осуществляющего контрольно-надзорные мероприятия, или членов его семьи, включая предложения о приеме на работу после увольнения с государственной службы;

·     предложений о приобретении государственным служащим, осуществляющим контрольно-надзорные мероприятия, или членами его семьи акций или иных ценных бумаг организации (или аффилированных организаций);

·     предложений о передаче в пользование государственному служащему, осуществляющему контрольно-надзорные мероприятия, или членам его семьи любой собственности, принадлежащей организации (или аффилированной организации);

·     предложений о заключении организацией контракта на выполнение тех или иных работ, с организациями, в которых работают члены семьи государственного служащего, осуществляющего контрольно-надзорные мероприятия, и т.д.

2. При нарушении государственными служащими требований к их служебному поведению, при возникновении ситуаций испрашивания или вымогательства взятки государственными служащими проверяемой организации рекомендуется незамедлительно обратиться по телефону «горячей линии» или по соответствующему адресу электронной почты в государственный орган, осуществляющий контрольно-надзорные мероприятия. Необходимая контактная информация в обязательном порядке размещается на сайте каждого государственного органа в подразделе «противодействие коррупции». В случае испрашивания или вымогательства взятки организация также может обратиться непосредственно в правоохранительные органы.

Кроме того, при нарушении государственными служащими порядка проведения контрольно-надзорных мероприятий следует использовать способы обжалования действий должностных лиц, предусмотренные федеральными законами и подзаконными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В частности, административные регламенты исполнения государственных функций, принимаемые федеральными государственными органами, в обязательном порядке содержат информацию о досудебном (внесудебном) порядке обжалования решений и действий (бездействия) органа, исполняющего государственную функцию, а также их должностных лиц.

[3];

·   использование в совместных договорах стандартных антикоррупционных оговорок;

·   публичный отказ от совместной бизнес-деятельности с лицами (организациями), замешанными в коррупционных преступлениях;

·   организация и проведение совместного обучения по вопросам профилактики и противодействия коррупции.

Антикоррупционная хартия открыта для присоединения общероссийских, региональных и отраслевых объединений, а также российских компаний и иностранных компаний, осуществляющих свою деятельность в России. При этом компании могут присоединяться к Антикоррупционной хартии как напрямую, так и через объединения, членами которых они являются.

На основе Антикоррупционной хартии и с учетом настоящих Методических рекомендаций объединения предпринимателей могут вырабатывать самостоятельные руководства по реализации конкретных мероприятий по профилактике и противодействию коррупции в зависимости от отраслевой принадлежности, направления  хозяйственной деятельности или размера предприятий, которые они объединяют.

По вопросам профилактики и противодействия коррупции организации, в том числе могут взаимодействовать со следующими объединениями:

·           Торгово-промышленной палатой Российской Федерации и ее региональными объединениями (www.tpprf.ru);

·           Российским союзом промышленников и предпринимателей (www.rspp.ru);

·           Общероссийской общественной организацией «Деловая Россия» (www.deloros.ru);

·           Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» (www.opora.ru).

 



[1] Письмо Минздравсоцразвития России от 20 сентября 2010 г. № 7666-17 «О методических рекомендациях о порядке уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения государственного или муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений, включающих перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, вопросы организации проверки этих сведений и порядка регистрации уведомлений» опубликовано в справочных правовых системах Консультант Плюс и ГАРАНТ, а также на официальном сайте Минтруда России по адресу: http://www.rosmintrud.ru/ministry/programms/gossluzhba/antikorr/1.

[2] Текст Обзора размещен на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (http://www.rosmintrud.ru/ministry/programms/gossluzhba/antikorr/2/2).

[3] Текст Антикоррупционной хартии и Дорожная карта, описывающая механизм присоединения к хартии,  приведены в приложении 5 к Методическим рекомендациям.

Наши услуги

Бухгалтерские услуги

Бухгалтерские услуги
от А до Я. За Вами закреплен бухгалтер, который ведет Вашу компанию, сдает отчеты и консультирует.

Подробнее

Регистрация

Регистрация юридических лиц под ключ любой формы: ООО, ТСЖ, АО, НКО. Входит все: уведомление из ПФР, ФСС, Росстат, переход на спец. режим, приказ на директора.

Подробнее

Ликвидация

Предложим максимально безопасный и выгодный вариант: добровольная, альтернативная, банкротство. Снимем в учета ИП любой сложности, включая долги.

Подробнее

Декларации и отчеты

Сделаем любой отчет в любой гос. орган для фирм или физ. лица. Нулевые или с цифрами, в налоговую, ФСС, ПФР, ЦБ, Россалкоголь, 3-НДФЛ для граждан. Отправим по электронке

Подробнее

Юридические услуги

Весь спектр юр. услуг для юридических лиц: смена учредителей, директора, адреса, изменение устава, уставного капитала,
договора, суды. Услуги для
МФО.

Подробнее

Электронная подпись

Электронно-цифровая подпись для отправки отчетов в гос. органы, участие в тендерах на электронных площадках, подключение к электронному документообороту.

Подробнее

ЗАКАЗАТЬ ЗВОНОК

:

:

:

[recaptcha]

Преимущества нашей компании

Экономим деньги

Бухгалтерское сопровождение у нас обходится в несколько раз дешевле штатного бухгалтера.
От куда экономия?
- Налоги и взносы с зарплаты бухгалтера;
- оборудование рабочего места;
- покупка программного обеспечение, типа 1С.

Гарантия на оказанные услуги

Не вовремя сдали отчет, не правильно посчитали налоги – компенсируем 100% издержек причиненных Вам. Оплатим штраф за несданный отчет и пени по не перечисленным налогам.

Репутация и надежность

Более 70 фирм и ИП выбрали нашу компанию, мы оказываем услуги с 2009 года и накопили большой опыт в своей сфере, для нас нет не решаемых задач. Работаем в любой отрасли.

Комплексный подход

Наши клиенты получают всестороннюю поддержку и защиту своего бизнеса. На вас будет работать команда профессиональных бухгалтеров и юристов.

Бухгалтерское сопровождение у нас

Доступ к 1С 8.3 в облаке

Предлагаем круглосуточный доступ к бухгалтерской программе 1С через браузер, с любого устройства. Вы сможете выставлять счета, акты, накладные и т.д. Мы единственная компания в регионе, которая предлагает такую услугу своим клиентам БЕСПЛАТНО!

Скидка 40% на ЭЦП

Всем своим клиентам, мы подключаем электронную подпись, для сдачи отчетов по электронным каналам связи. ЭЦП хранится на нашем сервере и используется бухгалтером для общения с гос. органами.

Скидка до 50% на юридические услуги

Нашим клиентам, услуги юриста обходятся значительно дешевле. Решили внести изменения в ЕГРЮЛ(ИП), в учредительные документы – получите скидку.

Профессиональная помощь

Только опытные специалисты в штате. Каждый сотрудник имеет достаточную квалификацию в определенном направлении, при решении Ваших задач будет использован сотрудник обладающий максимальными знаниями в этом направлении.

Есть вопросы?

Задайте их прямо сейчас. Заполните форму и наши специалисты свяжутся с вами в кратчайшие сроки.

:

:

:

[recaptcha]

"Мне все понравилось.​ ​Я оперативно получал ответы на возникающие вопросы. Еще раз обращусь за помощью к специалистам ООО "Коллегия".​

Илья Корсунский, Генеральный директор ООО "СтальИмпорт"

Ждем Вас по адресу:

Московская область, г. Коломна, ул. Октябрьской революции 354А, этаж 3, офис 1

с 0900 до 1800 с понедельника по пятницу

+7 (496) 623-02-02